Парус на лодку ПВХ своими руками: как сделать?

Парус на лодку ПВХ своими руками: как сделать?

Как сделать парус. Для заготовок мачты и гика необходимо подобрать хорошо просушенные сосновые рейки. Древесина должна быть по возможности плотной, с мелкими прямыми слоями, без сучков и краснины. Заготовки надо вырезать из средней между сердцевиной и заболонной части доски (рейка из заболонной, т. е. расположенное близко к коре части, быстро набирает влагу, и мачта может покоробиться). Подбирая рейки, их следует проверить на выверенной плоскости: рейки, имеющие коробление или закрученные винтом, непригодны; по всей длине каждая из них должна плотно прилегать к плоскости. Необходимо правильно определить для каждой рейки ее наивыгоднейшее место в поперечном сечении мачты; это особенно важно для нашего швертбота, на котором мачта раскреплена всего парой ванн и штагом.

При изменении влажности воздуха каждая рейка деформируется по своему, в зависимости от расположения слоев по сечению. Важно, чтобы деформации двух смежных реек не складывались, а наоборот, препятствовали друг другу. Для этого годовые кольца реек на собранной мачте должны располагаться так же, как и на срезе целого ствола дерева. На чертежи показана мачта, которая склеена в поперечном сечении из 5-ти реек. Такая конструкция позволяет найти качественный материал. Мачта получается прочной и легкой. Если нет реек длиной 6.5 м, состыкуйте на ус более короткие рейки. В этом случает стыки боковых реек сделайте внизу мачты, а стыки передней и задней части делайте вверху, стыки не должны быть в одном сечении.

Если есть качественная древесина можно склеить мачту из 2 – х брусьев в поперечном сечении как показано на рисунке. В обеих случаях с помощью отборника в заготовках мачты выберите полукруглый паз, тщательно его обработаете и отшлифуйте шкуркой. Затем обе рейки с полукруглыми пазами склеиваются казеиновым клеем (или эпоксидкой). Запрессуйте заготовки мачты струбцинами. После того как рейки выдержаны (вариант мачты из 5-ти реек) разметьте положение всех сечений откладывая на них заданные габаритом поперечные размеры сечения мачты и обработайте по ширине заготовку кормовой части мачты.

Положив затем кормовую часть мачты на переднюю репку (ее максимальное сечение должно быть 12X60), очерчивают по контуру и обрабатывают переднюю рейку — также только по ширине. Затем в том же приспособлении, состоящем из 15—20 рамок, пришитых к полу, приклейте боковые рейки сечением 18Х33 к заготовке кормовой части мачты. Когда клей затвердеет рассчитайте высоту боковых реек (размер вдоль судна) в каждом сечении, и прострогайте их кромки до необходимого размера. Опять вставьте мачту в приспособление вклейте заполнитель у ее шпора, намажьте поверхность клеем, наложите переднюю реку и запрессуйте ее клиньями.

Осталось обработать склеенную мачту снаружи по радиусу. Прорежьте паз под блок фала, прочистите ликпаз, прошкурьте мачту, покройте ее олифой и лаком 6С. Из нержавеющей стали сделайте детали для рангоута, но можно применить простую или оцинкованную сталь. Гик снабдите простым устройством для взятия рифов наворачивая на него парус. У штыря 12 есть квадратное сечение, которое входит в квадратное отверстие в окантовке 9 на гике. Если оттянуть назад гик с приспущенным парусом и вывести квадрат из зацепления, можно навернуть его на парус, потом останется осадить гик на свое месть и подобрать фал.

Не будет лишним устройство закрутки стакселя вокруг передней шкаторины. К стальному тросу прикрепите вертлюг 2 который обеспечит свободное вращение относительно обушка 10. На барабан навейте тонкий капроновый трос так чтобы при сматывании троса стаксель становился плотной скаткой. Ходовой конец троса проведите в кокпит, а тяга за шкоты раскручивает стаксель. Поэтому при подходе к берегу или стоянке не нужно убирать стаксель. И чтобы привести его в рабочее состояние – шкотовому не надо выходить на палубу. Можно так же сделать и простейший вариант стакселя. Нижний блок гика – шкота желательно сделать на ползунке, который скользит по рельсе и закреплен на верхней кромке транца.

Так как тяги шкота смещены к подветренному борту парус принимает правильную форму и тянет гораздо лучше и в слабый и в сильный ветер. Чтобы определить положение на борту кип и блоков для стаксель шкотов поставьте готовый стаксель. Прижмите рукой стаксель – шкот, к планширю добиваясь чтобы парус работал правильно - натяжение задней и нижней шкаторин должно быть одинаковым. Чтобы регулировать (пуза) стакселя нужны рельсы для перемещения по ним кип шкотов. Сшить по-настоящему хороший парус, так же как и костюм, может только настоящий мастер.

Для тех, кто впервые возьмется за эту работу, оказываются бесполезными даже самые подробные наставления, поэтому ограничимся лишь самыми важными рекомендациями, пользуясь которыми можно получить сносно работающие паруса. Для пошива парусов «Креветки» нужна тонкая, прочная, а главное — плотная ткань. Годятся плащ-палатка, фильтроткань, перкаль, лавсан, специальная парусная ткань «Проба», в крайнем случае — бязь. Последовательность раскроя грота следующая:

Операция 1. На полу вычерчивается в натуральную величину треугольник со сторонами, равными длине паруса по шкаторинам. Эти размеры парус примет после вытяжки ткани, поэтому выкраивать его нужно несколько меньших размеров. Размеры по передней и задней шкаторинам, где ткань вытягивается под углом к утку и основе, нужно сократить на 4%. В поперечном сечении парус, наоборот, садится, поэтому нижнюю шкаторину следует удлинить на 1 % ее длины. Чтобы отбить прямую линию используйте прочную нитку, натертую мелом. Вычерчивая, учитывайте размеры дощечки, которые пришивается в фаловом углу грота. Парус не должен быть плоским, необходимо «пузо». Обеспечивается оно, главным образом, за счет выпуклости по передней и нижней шкаторинам, Когда парус поставлен эти шкаторины распрямляются по мачте и гику. На парусе образуется свободный ненатянутый участок в виде мешка. Разметкой серпов по шкаторинам и заканчивается вычерчивание паруса.

Операция 2. Чтобы парус особенно парус из хлопчатобумажной ткани был достаточно прочным и сохранял свою форму швы должны быть расположены не реже чем через 300 450 мм. Ткань же выпускается шириной от 70 до 140 см, поэтому на полотнищах предварительно прошивают фальшивые швы при ширине ткани 700 900 мм достаточно одного такого шва положение, которого намечается карандашом примерно посередине полосы ткани. Затем на ткани делается складка фальшивого шва 20 25 мм шириной таким образом, чтобы один из его сгибов совпал с карандашной линией, Оба сгиба сметывают вручную короткими стежками.

Операция 3. Полотнища уложите на чертеж паруса, так что бы он был перпендикулярен линии, которая соединяет фаловый и шкотовый углы. Первым положите от галсового угла, растяните и закрепите к полу грузами. Потом положите второе полотнище оно должно перекрывать первое на величину припуска для шва на 20-25мм. Полотнища должны выступить на 60 мм за линию передней шкаторины на 25 или 30 мм за линию задней 60 мм. Складки фальшвов должны быть сверху, а нижнюю кромку каждого последующего полотнища надо подсовывать под верхнюю кромку предыдущего полотнища. Когда все полотнища будут расположены на каждом шве наметьте вертикальные риски мелки через 20 – 30 см. Они нужны для контроля при шитье паруса. Чтобы швы были одинаковые по ширине необходимо провести карандашом на каждой нижней кромке полотнища прямую параллельную кромке на 20 мм от нее. Потом полотнища обрежьте сзади и спереди учитывая указанные припуски и сложите стопкой, начните с фалового угла.

Операция 4. Возьмите два полотнища сверху стопки и сшейте их вместе точно по карандашной линии на машинке, добейтесь совпадения вертикальных рисок мелков. Переверните полотнища наложите второй ряд стежков на другой стороне шва. Потом прошейте складки фальшивые швы. Лучше всего пользоваться машиной выполняющей шов зигзаг к этой паре полотнищ последовательно пришивают все остальные.

Операция 5. Когда сошьете все полотнища парус опять положите на плазовую разбивку. Тщательно разгладьте чертеж и закрепите к полу и перенесите на ткань контур паруса. Обрежьте лишнюю сверх припуска ткань. Потом подогните края по всем трем шкаторинам, контур паруса должен точно совпадать с линиями на чертеже. Сгибы ткани загладьте утюгом чтобы они стали заметны во время прошивки полотнищ. Положение швов отмечайте карандашом на расстоянии 2 мм от края шкаторины. По нижней и передней шкаторине подогните парус два раза и лишь потом пришивайте к задней шкаторине. Затем нужно пришить фальшивку – это полоска ткани, отрезанная из припуска.

Эта фальшивка позволяет шкаторине вытягивается равномерно вместе с парусом и не дает загибаться на подветренную сторону. Ширина это фальшивки 45 см, на подгибку шкаторины оставьте 1 см. Фальшивку и подогнутые шкаторины прошейте на машинке, потом прошейте по углам паруса боуты (накладки для усиления). А к задней шкаторине пришейте карманы для лат. В фаловом углу закрепите головную дощечку из дюралюминия или фанеры (это две пластинки с обеих сторон паруса). Во внутрь фальшивки пропустите прочный тонкий шнур (булинь). Верхний конец булиня закрепите на дощечке нижний свободно выходит из паруса и крепится к гику к передней и нижней шкаторинам паруса. Пришейте ликтрос, он делает парус прочнее и соединяет парус с рангоутом – входит в паз на гике и мачте.

Ликтрос предварительно нужно вытянуть, растяните его и подвесьте по середине груз весом 50 - 60 кг, и оставьте на два дня. Ликтрос пришивают парусной ниткой так чтобы игла, проходя через ткань, захватила одну прядь троса. Нитку туго обтягивайте, парус обязательно натяните оп всей длине ликтроса, равномерно без морщин и складок. Учтите то, что ликтрос должен быть на 5 % короче шкаторины. Изготовление паруса заканчивается установкой люверсов в галсовом и шкотовом углах. Стаксель шьется аналогичным образом вычертите его по нижней шкаторине, сделайте серп равный 3- 4 % его длины, по передней около 0.5 %. Заднюю шкаторину оставьте прямой, шкотовый угол разделите пополам биссектрисой, которая обозначает положение среднего шва, который делит парус на верхнюю часть и нижнюю часть.

В верхней части полотнище расположите перпендикулярно относительно задней шкаторине, а в нижней части полотнище перпендикулярно нижней шкаторине. Когда фальшивые углы будут сметаны, вначале уложите на чертеж нижнее полотнище в шкотовом углу. Обрезайте полотнище, учитывая припуск для среднего шва 20-25 мм и для нижней шкаторине 40 – 50 мм. Потом уложите другое полотнище с перекроем 20 – 25 мм и т.д. Поставьте контрольные риски – мелки, проведите линию шва так же как делали, подшивая грот. Нижнюю и верхнюю части паруса вначале сшейте отдельно, потом соедините по среднему шву. Следите, чтобы швы обеих частей совпадали.

Пришейте по передней шкаторине ленту фальшивку для усиления, по остальным шкаторинам просто подогните парусину. Стальным тросиком облинкуйте стапель по передней шкаторине, тросик заранее обшейте лентой из парусины. Лучше сделайте скользящую шкаторину, пропустите тросик внутрь полосы усиления, и закрепите тросик у фалового угла. Сделайте люверс на парусе в галсовом углу, он нужен галс оттяжки. С его помощью регулируйте (пузо паруса) и натяжение шкаторины. Для ликтроса стакселя и ванн штанга нужен оцинкованный стальной трос с диаметром 3-2 мм и конструкции 6Х7 (органический сердечник и 6 прядей по 7проволок). Для стаксели и гротов фала нужен более мягкий тросик 6Х19. Для шкотов применяйте хлопчатобумажный или пеньковый трос 40-60 мм, для ходовых концов фалов и шверт талей подойдет капроновый шнур 6-8 мм.

Парусное вооружение, мачта и гик:

Парусное вооружение, мачта и гик: 1 –мачта: 2 – гик: 3 – шкив грота –фала диаметром 52 под тросик 3.2 мм: 4 – ось диаметром 6 мм: 5- планка стопорная δ =1: 6 – планка крепления гика – шкота δ=2 вращающаяся на заклепке 7: 7 – заклепка диаметром 6 мм: 8 – обойма 2Х20: 9 – окантовка пятки гика δ=2: 10 – подпятник: 11- вертлюг: 12 – штырь: 13 – скоба: 14 - палец: 15 – шайба 8: 16 – шплинт 2Х15: 17 – планка для крепления ванты δ=2.5: 18 –окантовка для крепления блока стаксель – фала и штага: 19 – винт 8Х80: 20 – шайба стопорная δ=0.8: 21 – гайка М8: 22 – вант - путенс : 23 – винт М6Х40: 24 – накладка под вант – путенс.

Конструкция устройства для закрутки стакселя

Конструкция устройства для закрутки стакселя. 1 — стаксель-фал; 2 —верхний вертлюг; 3 — парус; 4 — галс-оттяжка; 5 —коуш ликтроса; 6 —барабан; 7 —шнур капроновый; 8 — направляющая кипа; 9 — скоба; 10 — обушок; 11 — вилка; 12 — штифт диаметром 6; 13 — корпус вертлюга; 14 — шарик диаметром 3—4; 15 — болт; 16 — скоба δ=2; 17 — гайка М8; закернить; 18— щека барабана; 19 — корпус барабана, АМг; 20 — вилка; 21 —колодка, текстолит; 22 — скоба диаметром 5; 23 — планка 2X15.

Склеивание мачты:

Склеивание мачты: а — приспособление для запрессовки; б—расположение брусков в мачте. 1 — рамка из реек; 2 —клин; 3 —кормовые бруски с ликпазом; 4 — боковой брусок; 5 —передний брусок.

Поперечное сечение мачты из двух брусков

Поперечное сечение мачты из двух брусков (а) и подбор брусков по сечению мачты (б).

Последовательность разметки и шитья парусов

Последовательность разметки и шитья парусов: а — учет вытяжки паруса по шкаторинам (пунктиром показаны исходные контуры паруса); б — построение серпов по передней и нижней шкаторинам; в — укладка полотнищ; г — фаловый угол; д — шкотовый угол; е — заделка задней шкаторины; ж — заделка передней и нижней шкаторин; з — шов, соединяющий два полотнища. 1 — фаловая дощечка, фанера δ=3—4 или дюраль 1,2—1,5 мм с двух сторон паруса; 2 — прошивка фаловой доски; 3 —боут фалового угла; 4 — марка на конце ликтроса; 5— ликтрос; 6 — фальшивка; 7 — боут в шкотовом углу; 8 — люверс для шкота; 9 —булинь.

Латкарман

Латкарман. 1 — лата; 2 — латкарман.

Стаксель

Стаксель: а — укладка первых полотнищ в шкотовом углу; б — конструкция скользящей шкаторины; в — фальшивый шов. 1 — боут; 2 —люверс для галс-оттяжки; 3 — трубка из поливинилхлорида; 4 — огон ликтроса.

Конструкция румпеля.

Конструкция румпеля. 1 — румпель; 2 —гвоздь, стопорящий ручку 3; 3 — ручка; 4 — болт с шаровой головкой; 5 — шайба 6; 6 — гайка с накаткой (после завинчивания конец болта расклепать); 7 —обойма, полоса 1,5X28; 8 — стопор сорлиня, полоса 1,5X15X65.

(Источник журнал катера и яхты (39) 1972г)

Сделай парус своими руками фото. Поделитесь новостью Сделай парус своими руками с друзьями!
Сделай парус своими руками 53
Сделай парус своими руками 90
Сделай парус своими руками 17
Сделай парус своими руками 2
Сделай парус своими руками 1
Сделай парус своими руками 37
Сделай парус своими руками 83
Сделай парус своими руками 77
Сделай парус своими руками 33
Сделай парус своими руками 19